Главная » 2014 » Ноябрь » 5 » Почему бензин в России продолжает дорожать при дешевеющей нефти?
23:48

Почему бензин в России продолжает дорожать при дешевеющей нефти?

Почему бензин в России продолжает дорожать при дешевеющей нефти?

Почему бензин в России продолжает дорожать даже при дешевеющей нефти? Как обстоят дела в других странах? Чем обусловлены регулярные бензиновые кризисы? Что предпринимает государство? Каковы прогнозы экспертов?

Динамика цен в разных странах
В странах ЕС с падением мировых цен на нефть бензин понемногу дешевеет. За 2013 год цены на нефть опустились на 4,5%, а цена на бензин снизилась в среднем на 2,6% (сильнее всего в Венгрии – на 5,1%). Среди стран европейской части света бензин, кроме России, подорожал только в Болгарии (3,6%), Норвегии (на 3,5%), Финляндии (на 1,2%), на Кипре (на 2,6%) и в Белоруссии – почти на 22%.
На середину октября 2014 года, дороже всего стоил бензин в Норвегии (2,33 доллара за литр), на втором месте – Италия (2,26 доллара), на третьем – Нидерланды (2,23 доллара). Таким образом, российская цена на бензин в 0,87 доллара по-прежнему остается меньше, чем в остальных странах Европы и даже чем в США (0,9 доллара). Правда, до Туркменистана (0,22 доллара) и Венесуэлы, с ее 0,01 доллара нам очень далеко. Но венесуэльские цены на нефть стабильно не повышаются уже на протяжении 17 лет только за счет значительных государственных субсидий. Интересно, что наиболее дорого бензин стоит в европейских странах с развитой нефтедобычей (Норвегия) и нефтепереработкой (Нидерланды). Эксперты объясняют высокие цены на бензин в странах ЕС весьма значительной долей налоговой составляющей (свыше 60%) в ценообразовании. При этом целевое назначение этих налогов может быть разным. В Норвегии, например, за счет них реализуется долгосрочная стратегия государства по поддержанию социального равенства и решению экологических задач. В Италии же рост налогов связан с текущими экономическими проблемами – и еще три года назад цена бензина на Апеннинах была примерно такой же, как в Германии и Франции.
Чтобы представить реальную картину «ценовой доступности бензина», стоит рассматривать все же не абсолютные цены, а «количество топлива, которое может приобрести на среднюю "чистую" (после вычета налогов и социальных выплат) заработную плату гражданин государства». По этому показателю та же самая Норвегия на начало 2014 года занимала второе место в мире после Люксембурга: норвежцы на среднюю зарплату могут приобрести 2,3 тыс. литров топлива в месяц. Россия, граждане которой могут позволить себе лишь 717 литров бензина в месяц, находится между Грецией и Словенией. В тройке замыкающих среди европейских стран оказались Украина, Румыния и Болгария (215 литров 95-го бензина в месяц)


Российский топливный рынок является классической олигополией: ситуация на нем зависит от действий пяти крупнейших компаний, поясняет эксперт независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Этим компаниям гораздо выгоднее экспортировать нефть, мазут и даже тот же бензин, чем производить бензин для внутреннего рынка – особенно с учетом роста курса доллара и снижения экспортных пошлин, в том числе и на бензины. Как ни парадоксально, бензин дорожает, в том числе из-за падения цен на нефть. Чтобы компенсировать «выпадающую прибыль», российские компании увеличивают экспорт нефти, уменьшая тем самым поставки бензина на внутренний рынок, отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.

Потребитель платит за все
В конечной цене на бензин порядка 54-56% составляют налоги. Однако в объяснении остальных 44% эксперты расходятся. По оценке исполнительного директора Московской топливной ассоциации (МТА) Григория Сергиенко, 5,37% составляет себестоимость добычи нефти, 9,37% – переработка и транспортировка, 15,68% – маржа при реализации бензина на оптовом рынке.

Неутешительные прогнозы
В рамках налогового маневра планируется за 3 года поэтапно сократить вывозные таможенные пошлины на нефть (в 1,7 раза) и нефтепродукты (в 1,7-5 раз в зависимости от их вида) и при этом увеличить ставку НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз). По предварительным оценкам, налоговая нагрузка на нефтяников вырастет примерно на 300 млрд руб. Очевидно, что из-за снижения экспортных пошлин и роста НДПИ экспорт станет еще выгоднее – в отличие от переработки для внутреннего рынка. Так что эксперты прогнозируют рост дефицита сырья и, соответственно, рост цен.

При этом уже в 2013 году рост цен на топливо, по оценкам аналитиков, «достиг вершины платежеспособного спроса; в результате потребление бензина стало падать».

Читать полный текст статьи http://kapital-rus.ru/articles/article/264623/

Категория: Россия | Просмотров: 768 | Добавил: Admin0783 | Теги: дешевеет, нефть, топливо, дорожает, россия, бензин | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0