Главная » 2016 » Ноябрь » 11 » Банк России обнаружил недостаток банков
08:57

Банк России обнаружил недостаток банков

Банк России обнаружил недостаток банков

Жители небольших городов и поселков практически не охвачены банковскими отделениями. Недостаток банков они компенсируют дистанционными услугами. По оценкам социологов, речь может идти о 40% населения страны
Население небольших городов (до 50 тыс. человек), поселков городского типа и сел плохо охвачено сетью банковских отделений либо их там вообще нет, говорится в первом обзоре Банка России по состоянию финансовой доступности в 2015 году. Граждане вынуждены искать другие каналы доступа к банковским услугам, следует из документа.

Альтернатива заключается только в использовании дистанционного доступа к банковским счетам. Как говорится в исследовании, мобильным и интернет-банкингом могут пользоваться 35% взрослых жителей городов с численностью населения меньше 50 тыс. человек и поселков городского типа, а также 40,4% сельских жителей.

В материалах ЦБ не указывается, какому именно числу россиян недоступны отделения банков. В связи с этим РБК попросил экспертов оценить, о каком именно количестве россиян может идти речь.

В России примерно 700 городов с населением до 50 тыс. человек, а также 1,5 тыс. поселков городского типа, говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Следовательно, если учитывать еще и села, то проблемы с шаговой доступностью в банковские отделения может иметь около 40% населения России», — говорит она. Такую же оценку привела в беседе с РБК и завлабораторией исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Авраамова.

Минимальное присутствие банковских отделений в небольших населенных пунктах привело к тому, что их население оказалось больше готово к дистанционному обслуживанию, чем в большинстве крупных городов. «В городах с населением 50–100 тыс. человек находится уже несколько отделений [банков], и жителям проще воспользоваться [банковским] отделением в силу небольшой площади города, чем осваивать дистанционный доступ», — говорится в обзоре. Дистанционным банкингом в таких городах имеют возможность пользоваться уже только 25% взрослого населения. В городах-миллионниках этот показатель составляет 33,1%, в Москве и Санкт-Петербурге — 38,5%.

«Физическое присутствие финансовых организаций в населенных пунктах с малым количеством жителей зачастую невыгодно этим организациям», — говорится в ответе Банка России на запрос РБК. При этом они все же используют вариант «банка на колесах», когда в населенный пункт время от времени приезжает автомобиль кредитной или страховой организации, отмечает представитель ЦБ. «Конечно, существуют отдаленные деревни, где может не быть даже постоянного почтового сервиса. В этом случае жителям остается только дистанционное обслуживание с помощью интернета», — признает представитель Банка России. В ЦБ считают, что в современных условиях «физические» офисы будут неизбежно замещаться мобильным и интернет-банкингом.

Из обзора ЦБ следует, что в прошлом году в России закрылось каждое десятое отделение банка, а у страховщиков и микрофинансовых организаций потери были еще выше — 16 и 12% соответственно. Также число банкоматов упало на 7%, банковских платежных терминалов — на 10%, говорится в исследовании. «При этом к концу 2015 года 14% всех действующих подразделений [банков] и 18,2% банкоматов приходилось на два крупнейших города России, которые составляют 0,02% от площади страны», — отмечается в обзоре. По данным ЦБ, к 1 октября 2016 года в России работало 34,8 тыс. банковских отделений, к 1 октября 2015 года — 37,7 тыс. отделений, к 1 октября 2014 года — более 42 тыс.

Сокращение числа банковских отделений — общемировой тренд, говорит главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. По его словам, Россия тоже идет по этому пути. «Через несколько лет количество банковских отделений в стране упадет в два раза», — прогнозирует он. Банки будут повышать доступность онлайн-услуг, а не физического присутствия клиента в офисе, добавляет аналитик.

Сокращения отделений банков в два раза за десять лет ожидает и Банк России. Вместе с ними под сокращение попадут и работники, выполняющие простые операции, например сотрудники call-центров, говорил в начале ноября глава департамента финансовых технологий, проектов и организации процессов Банка России Вадим Калухов. По его словам, в операционных расходах банков недвижимость занимает 20–30%, сотрудники — 50%.

Банковские отделения в регионах сокращаются еще и из-за сворачивания точек, открытых несколько лет назад, в период бурного роста банковского бизнеса, говорит Матовников. «Этим занимались в основном банки средней величины, создав избыточное количество инфраструктуры, которая не пользовалась спросом. В нынешних условиях им тяжело нести расходы на инфраструктуру», — рассказывает он.

Повлиял на число отделений и рост отзыва лицензий Банком России, добавляет Матовников. Массовые отзывы лицензий у российских банков начались после того, как летом 2013 года главой Центробанка стала Эльвира Набиуллина. С того момента права на работу лишились почти 300 банков. 

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/10/11/2016/58248f2f9a7947b2d26a29af

Категория: Россия | Просмотров: 264 | Добавил: Admin0783 | Теги: доступость, России, услуги, продукт, финансовая, Банк | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0